14.11.2018
Психологическая служба образования– интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.
1.
Научный аспект предполагает научное обоснование и разработку
психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих
программ, способов, средств и методов профессионального применения
психологических знаний в конкретных условиях современного образования.
2.
Прикладной аспект предполагает использование работниками образования
психологических данных при составлении учебных программ и планов, создании
учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении и
реализации программ обучения и воспитания.
3.
Практический аспект предполагает психологическую работу непосредственно с
детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения
тех или иных конкретных проблем.
4.
Организационный аспект включает в себя создание структуры психологической
службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех ее звеньев по
содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной
деятельностью и повышением квалификации практических психологоРазвитие прикладного, практического и
организационного аспектов психологической службы образования целиком и
полностью зависит от развития ее научного аспекта, который определяет основную
теоретическую базу и формирует природу психологической службы.
Целью
психологической службы является содействие в создании условий для
полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального
становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в УО,
семье и социальном окружении.
Ориентация
на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:
♦
реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого
возраста;
♦
развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей,
склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
♦
создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в
детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны,
организацией продуктивного общения детей со взрослыми и
сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах
онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него
личностно значимой;
♦
оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так
и их родителям, воспитателям, учителям.
Основными
средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических
условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого
ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной
реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к
ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной
или специально развивающей работы с ними.